Экспресс-подготовка к школе

Для детей 6–7 лет

Cтруктура курса нацелена на то, чтобы дети быстро научились читать, считать и писать. Чтение, письмо и счет — это «три кита», на которых базируется готовность ребенка к школе и которые действительно заметны глазу учителя и родителей. Именно этим «трем китам» в курсе экспресс-подготовки уделяется усиленное внимание.

Цели и задачи курса экспресс-подготовки к школе

Цели:

  • Научить ребенка читать, писать и считать
  • Развивать речь, мышление, внимание и память
  • Развивать общую и мелкую моторику, подготовить руку к письму
  • Сформировать первоначальные знания об окружающем мире

 

Задачи:

  • Познакомить с понятиями «речь», «предложение», «слово», «буква», «звук»
  • Познакомить с понятиями «гласный/согласный звук», «мягкий/твердый согласный», «звонкий/глухой согласный», «ударный/безударный гласный»; научить делать звуко-буквенный анализ слова
  • Научить определять признаки предложения, количество слов в предложении, составлять схемы предложений
  • Познакомить с понятием «слог», научить определять количество слогов в слове, составлять из слогов слова, подбирать слово на заданный слог
  • Учить читать слоги, слова, предложения и короткие тексты
  • Развивать фонематический слух, научить определять место звука в слове (начало, середина, конец слова)
  • Учить составлять рассказ по картинкам и сочинять продолжение рассказа
  • Учить прямому и обратному счету в пределах 20. Познакомить с цифрами от 0 до 20 и математическими знаками «-», «+», «=», «>», «<»
  • Учить писать и обводить цифры по пунктиру
  • Познакомить с составом чисел
  • Научить определять «соседей» чисел
  • Познакомить с понятиями «количество», «число», «цифра», «поровну», «столько же», «больше», «меньше», «равно», «неравно», «больше на», «меньше на»
  • Учить решать математические задачи. Выделять условие и вопрос
  • Учить составлять математические примеры и решать их
  • Познакомить с основными геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
  • Познакомить с названиями дней недели
  • Готовить руку к письму, учить обводить предметы по пунктиру, проводить все виды линий
  • Учить ориентироваться на листе бумаги, знакомить с понятиями «верх», «низ», «право», «лево», «угол», «сторона»
  • Учить видеть рабочую клетку, линейку, учить писать в клетках и линейках
  • Учить графическим, буквенным, слоговым диктантам
  • Учить писать элементы письменных букв
  •  

Как строится курс

  • Курс «Экспресс-подготовки» рассчитан на один месяц
  • 4 раза в неделю по 2 часа — всего 16 занятий (32 часа)
  • Продолжительность занятия — 2 часа
  • Дети выполняют работу устно и на рабочих листах, которые они уносят с собой
  • После занятия дети получают рабочий лист, на котором необходимо выполнить домашнее задание
  • Выполненное домашнее задание дети приносят на следующее занятие, и педагог обязательно проверяет качество выполненной работы

Специфика курса

Специфика курса определяется сжатыми сроками и срочностью приобретения ребенком необходимых умений и навыков.

По итогам курса помимо навыков чтения, письма и счета дети получают:

  • Необходимый минимум знаний по окружающему миру
  • Умение работать в тетради (ориентировка на листе бумаги, видение рабочей клетки и строки, письмо в клетках и строках)
  • Готовность к творческой деятельности (умение работать с ножницами, красками, пластилином и т.д.)
  • Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и др.)

В наших конспектах все это продумано и гармонично скомпоновано. На одном занятии дети изучают сразу несколько букв, повторяют пройденный материал, учатся читать, решать задачи, примеры и не равнодействия, прописывают элементы букв и т.д.

ВАЖНО! После каждого занятия дети получают домашнее задание, в котором закрепляется и изученный материал.

В структуру занятия входит:

  1. Математический блок
  2. Обучение чтению
  3. Работа над слоговой структурой слова
  4. Звуко-буквенный анализ слова
  5. Подготовка руки к письму
  6. Графический диктант
  7. Формирование знаний об окружающем мире
  8. Развитие речи
  9. Развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, воображение и мышление)

Преимущества занятий

  1. Система занятий настолько универсальна, что готовит детей к поступлению в школу, работающую по любой программе (например, «Школа России», «Школа 2100», «Начальная школа ХХІ века», «Гармония», «Перспективная начальная школа», «Классическая начальная школа», «Планета знаний», «Перспектива» — развивающие системы Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
  2. Конспекты включают все виды работ, необходимые для подготовки ребенка к школе: формирование навыка чтения, письма печатными буквами, формирование математических представлений (счет, решение задач, геометрия и т.д.), подготовка руки к письму, развитие психических процессов (мышление, память, внимание, восприятие, воображение), формирование знаний об окружающем мире (дни недели, времена года, виды птиц, транспорта и т.д.) и пр.
  3. В курс обязательно включаются задания, связанные с умением работать в тетрадях как в клетку, так и в линейку: графические диктанты, копирование по точкам, письмо элементов строчных букв и т.д.
  4. К каждому конспекту прилагается рабочий лист, который насыщен разнообразными заданиями на двух страницах. Рабочий лист включает в себя задания и по чтению, и по математике, и по развитию психических процессов (внимание, память и т.д.), а также задания на подготовку руки к письму. 
  5. Занятия построены по принципу усложнения, и каждое последующее занятие закрепляет ранее изученный материал, а также продвигает детей в освоении нового материала.
  6. Наши занятия гарантируют обучение и развитие детей. Результаты будут видны родителям в самое короткое время!

Виды деятельности в рамках курса и их значение

  1. Приветствия и прощания важны, потому что именно начало и конец запоминаются лучше всего. Это так называемый краевой эффект памяти. Приветствие помогает собрать детей, успокоить их после переменки и настроить внимание. Прощание помогает подвести итог работы и завершить занятие на позитивной волне.

  2. Обучение грамоте — этот обязательный элемент занятия включает в себя знакомство ребят с понятиями «речь», «слог», «слово», «буква», «звук», «ударение», «предложение». Дети учатся определять количество слогов в слове, находить ударный слог, записывать слоги, слова и предложения под диктовку, списывать предложения и составлять схемы слов и предложений. Они также узнают отличия между буквой и звуком, знакомятся с буквами, в которых содержатся два звука, и с буквами, не имеющими звука.

  3. Обучение чтению — одна из важнейших составляющих курса, которой отводится ключевое значение и уделяется пристальное внимание. Курс построен таким образом, что дети сначала знакомятся с гласными и основными согласными звуками и буквами русского алфавита, а затем параллельно с изучением новых букв и звуков начинают учиться читать. Сначала ребята читают слоги, затем складывают их в слова, постепенно доходя до чтения словосочетаний и предложений.

  4. Математика — важнейший элемент каждого занятия, которому, наравне с обучением грамоте и чтением, уделяется много времени и внимания. Работая со счетным и демонстративным материалом, а также выполняя задания в рабочих листах, дети учатся считать в пределах 20-ти, знакомятся с цифрами от 0 до 9, математическими знаками и числами второго десятка. Они также знакомятся с понятием «числовой ряд» и учатся определять «соседей» числа. Мы предлагаем им задания на составление и решение примеров (сложение/вычитание), составление равенств и неравенств, составление и решение простых задач. На занятиях дети учатся сравнивать предметы по количеству, соотносить цифру с определенным количеством предметов, прибавлять по одному, делить поровну. Ребята учатся ориентироваться на листе бумаги и измерять длину с помощью мерки.

  5. Письмо — еще один важнейший элемент курса. Наша задача — поставить руку ребенка, научить его правильно держать ручку, удобно сидеть за столом и писать печатные буквы и цифры, а также элементы письменных букв. На курсе мы учим детей видеть рабочую клетку и рабочую строку, рисовать заданные узоры и писать элементы букв и цифр, не выходя за границы клетки или строки.

  6. Графический диктант — это форма работы, при которой дети под диктовку взрослого проводят линии вверх/вниз, влево/вправо на определенное количество клеточек. В результате получается какое-то изображение или узор, который детям нужно продолжить. Данный вид работы прекрасно отрабатывает умение ориентироваться на листе бумаги и закрепляет понятия «лево-право» и «верх-низ». Также дошкольники начинают хорошо видеть рабочую клетку и ее границы. Графический диктант является одним из основных заданий, традиционно предлагаемых детям на собеседовании при поступлении в школу.

  7. Массажная пауза. Во время массажной паузы мы разогреваем ладони и активизируем каждый пальчик руки в отдельности. Почему это важно? Учеными установлено, что в коре головного мозга центр речи находится в непосредственной близости с центром моторики. И когда мы развиваем моторику кисти, автоматически активизируется речевой центр. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков и развивают речь ребенка.

  8. Пальчиковая гимнастика. Во время пальчиковой гимнастики мы разогреваем ладони и активизируем каждый пальчик руки в отдельности. Связь кисти руки с функциями всего организма в целом была известна в Древнем Китае еще во II веке до н.э. На кистях рук находится множество активных (рефлекторных) точек, массаж которых благотворно сказывается на общем состоянии организма.

  9. Подвижные игры. Усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу внутренних органов и систем, развивают ловкость, быстроту и точность движений, глазомер. Очень важно, что в игре есть определенные правила, которые дети должны учитывать. Умение играть по правилам способствует формированию воли, выдержки и самоконтроля.

  10. Творческие задания. В конце занятий дети периодически занимаются творческой деятельностью, будь то рисование красками, выполнение аппликации или лепка. Посредством творческой деятельности дети учатся обращаться с ножницами, клеем, красками и пластилином, развивается их фантазия и воображение. Кроме того, в процессе подготовки своего рабочего места у ребят формируются необходимые навыки самообслуживания, которые пригодятся при обучении в школе.

Предметы и материалы, с которыми мы работаем на занятиях:

  1. Рабочие листы
  2. Ручки, цветные карандаши
  3. Цветная бумага, ножницы, клей
  4. Пластилин
  5. Кубики
  6. Звуковые кубики
  7. Массажные мячики, палочки, кольца
  8. Раздаточный счетный материал (геометрические фигуры, блоки Дьенеша, пуговицы, камешки, деревянные грибочки, яблочки и т.п.)
  9. Наборы карточек с буквами, цифрами (на каждого ребенка и педагога)
  10. Наборы карточек с изображением предметов на разные буквы
  11. Куклы, мягкие игрушки

По итогам обучения дети будут:

Знать:

  • Числа от 1 до 20 и математические знаки «–», «+», «=», «>», «<»
  • Знать «соседей числа» в пределах 20
  • Составлять числа в пределах 10
  • Образовывать числа второго десятка
  • Понимать понятие «равенство-неравенство»
  • Решать задачи на сложение и вычитание
  • Знать понятие «мерка»
  • Понимать понятия «столько же», «больше», «меньше», «меньше на», «больше на»
  • Узнавать основные геометрические фигуры
  • Знать понятия «верх», «низ», «право», «лево», «посередине»
  • Узнавать компоненты задачи (условие, вопрос)
  • Знать звуки и буквы русского языка, количество звуков в каждой букве
  • Понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «словосочетание», «предложение», «текст»
  • Понятия «гласная», «согласная», «мягкий согласный», «твердый согласный»
  • Понятие «ударение»
  • Звуковые схемы слогов и слов
  • Схемы предложений
  • Признаки предложения
  • Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак)
  • Базовую лексику основных тем окружающего мира

Уметь:

  • Считать в пределах 20
  • Определять «соседей» числа
  • Составлять и решать простые примеры на сложение и вычитание, записывая их с помощью цифр и математических знаков
  • Составлять и решать простые математические задачи, записывая решение с помощью цифр и математических знаков
  • Записывать неравенства, вставляя нужные знаки, чтобы неравенство стало верным
  • Записывать числа от 0 до 20
  • Выполнять графический диктант
  • Обводить предмет по точкам, по контуру, соединять точки в линию, дорисовывать недостающие элементы
  • Проводить все виды линий (прямые, волнистые, зигзаг) в разных направлениях
  • Перерисовывать узор (предмет) по клеткам, по точкам.
  • Измерять длину предметов с помощью мерки
  • Видеть клетку, ее границы, писать цифры и математические знаки в клетках, не выходя за ее границы
  • Читать слоги, слова, предложения, небольшой текст
  • Писать слоги, слова, предложения под диктовку печатными буквами
  • Отличать букву от звука, называть количество звуков в букве
  • Составлять слово из совокупности букв и записывать печатными буквами
  • Составлять и записывать слово из слогов
  • Составлять и записывать предложение из набора слов
  • Определять звуковой состав слова
  • Составлять звуковую схему слова
  • Составлять схемы предложений
  • Видеть линейку, писать в линейке печатные буквы и элементы письменных букв
  • Делить слово на слоги и ставить ударение
  • Ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы.
  • Составлять развернутые фразы
  • Составлять рассказ по картинке и по сюжетным картинкам
  • Придумывать продолжение неоконченного рассказа
  • Называть слова с противоположным значением
  • Называть обобщающие слова
  • Находить лишний предмет и объяснять свой выбор
  • Работать с пластилином
  • Резать бумагу ножницами, работать с клеем

Записаться